Эльёр Каримов
Сказ о том, как я побывал на малой Родине1.
Начну повествование с хорошего.
Всегда приятно возвращаться на Родину, в те места, где ты родился, вырос, где прошло твоё безоблачное детство и юность. Тем более приятно видеть огромное и красивое здание Международного аэропорта "Манас".
Представьте картину: старое здание, похожее на загаженный автовокзал, где упаковка багажа производится только вручную и только одним человеком, где почти не работает одно единственное электронное табло, где выдают багаж в крытом помещении, похожим на хлев, с крыши которого, протекает дождь на головы измученных и усталых людей - это аэропорт г. Благовещенска. Рядом уже не первый десяток лет строится "новый" терминал, которому, наверное, никогда не суждено стать новым. Но это Россия, господа, Великая Россия, которую мы должны уважать!
Буду рассказывать по маршруту моего следования: Бишкек-Ош-Каракуль.
Надо отметить, да и Вы это прекрасно знаете, Бишкек не Москва, но…
Первое на что я обратил внимание - огромное количество импортных автомобилей. Ещё какой-то год тому назад картина была иная, но теперь глаз радуется. Повышается благосостояние народа, это заметно. Невероятное количество такси, как официальных, так и частных. Прямо-таки рябит в глазах от красочных надписей типа "СУПЕРТАКСИ", "ТАКСИ ЭКСПРЕСС", "АК ЖОЛ", "ЭКОНОМ ТАКСИ", "ТАКСИ БИТЕЛ", "МЕГАКОМ ТАКСИ" и т.д.
В самом центре города строится два огромных бизнес-центра, оба возле ЦУМа, по обе стороны от него. Дороги стали лучше, но не все. Кстати о дорогах. Не поверите, участок дороги "Бишкек-Ош" между Джалал-Абадом и Таш-Кумыром строят… к и т а й ц ы!!! Ну ладно хоть так, сами-то не можем. В общем, в Бишкеке народ живет лучше, чем где-либо, всё-таки столица.
23-е августа. Вылетаем в Ош. "Манас", мечта г. Благовещенска, меня всегда радовал и восхищал своей красотой!
ЯК-40, высота 6 тыс. метров. Небольшое волнение перед встречей с родным городком, пусть даже с воздуха, я никогда не видел его с высоты 6 тыс. метров, но самолет полетел в Ош, а это как выяснилось не через Каракуль. Но зато, какая красота открылась над Суусамыром и Чичканом. А наша родная водохранка такая красивая и большая, и главное, я всё-таки разглядел мост через Нарын! Через 40 минут после взлета садимся. Посадка прошла успешно, слава Аллаху! Если уж в России падают самолеты, что же говорить о Киргизии.
Ош по-восточному красив! Минареты, мечети, памятники средневековья, всё прекрасно сочетается с современной архитектурой. Знаменитая Сулайман гора возвышается в самом центре древнего города! В Оше можно многому удивляться, но я удивился как там всё дешево. Например, обед на двоих в летнем кафе нам обошелся в 50 сомов ($1,5)-фантастика, а меню было такое: порция лагмана, два шашлыка, две лепешки и чайник зеленого чая. Проезд по городу на такси не дорогой: от 20 до 40 сомов максимум, спросите почему, отвечу - Вас возят Дэу Тико, бензина мало расходуют, но комфорта для 4-х человек в таком автомобиле, конечно, уже нет. Проезд из Оша в Каракуль стоит в общем не дешево, поездка Вам обойдется в 2500-3000 сомов за автомобиль (750 сомов с человека), но и дорога не близкая. Таксисты заламывают цену будь здоров, но, зная темперамент местного населения, мне удалось-таки договориться на 2 тысячи. В общем, господа, Добро пожаловать в Ош!
И вот тот долгожданный день, когда "наша" быстроколесная Тойота несет нас в Кара-Куль. Ура! Проезжая мимо таких же родных Шамалды-Сая, Таш-Кумыра, тебя захватывает волна воспоминаний и эмоций, ты уже чувствуешь себя почти дома, но всё же это не то, это не Каракуль. Проезжаем Рязан-Сай, Крупсайку, первый туннель, второй туннель, третий. Всё ближе и ближе родной город, город который вечно будет жить в моем сердце, и в моих воспоминаниях. Вот она стела с надписью Каракуль и со светящимся солнцем на ладони Гидростроителя! Подъезжаем к шлагбауму (его, кстати, до сих пор не убрали, что ж кому-то он помогает жизнь в голодное время), требуют заплатить 50 сомов за проезд якобы, но наш водитель предусмотрительно захватил с собой "корочку" работника милиции и естественно не дал ни копейки. Как говориться рыбак рыбака видит из далека! Едем дальше...
Бывший Большой бетонный завод (ББЗ) полностью разобрали. От БСУ (бетонно-смесительный узел) остался только каркас, который тоже порезали на металлолом. Сохранилась только строительная лаборатория на территории ББЗ, но это данные 2002 года.
На следующий день моего пребывания в городе я вышел в люди. Дай думаю, пройдусь по магазинам. Здравствуй город Каракуль! Спускаюсь с улицы Исанова, бывшая Пионерская, на пойму. Дорога залита гудроном и посыпана щебнем, это называется дорогу отремонтировали, забегая вперед скажу, что такую же методику применяют в Иссык-кульской области. Получилось подобие крупнозернистой наждачки! Я ещё подумал, может быть в Киргизии хотят построить шинный завод? Обратил внимание на отсутствие тополей, вырубили почти все, а может быть уже и все. Иду по улице родной, а людей нет, как после бомбежки, не дай бог, и только три таксиста возле бывшего ветеранского магазина, мне дали понять, что люди здесь ещё обитают. Впрочем дело было в рабочий день. Прошел вдоль улицы по дороге до бывшего "спецмага". Базарчика "Араке" уже нет, да и количество торговых ларьков в том месте сократилось значительно. Продмаг №14 сгорел, это наш с Вами родной Поймовский магазин, в который я будучи ещё совсем салагой босиком бегал за хлебом и стоял по полчаса в очереди. В настоящее время от него остался только фундамент. Зато на этом пятачке построили небольшие торговые ларьки, где в принципе можно что-нибудь купить, но это не означает что Вы там найдете то, что хотите O, я например хотел купить пиво Клинское. Ну в общем, так ни с чем я и ушел оттуда. Решил заглянуть в магазинчик на пересечение домов №13 и 15, дайте говорю пива, вон того.
-Клинского?
-Да, Клинского.
Посмотрел на срок годности и ахнул, эту бутылку я должен был выпить в прошлогодний свой приезд, надпись на этикетке гласила "Употребить до 25.07.05", без вопросов, без комментариев! Но я всё-таки нашел свежее пиво в соседнем ларьке.
Прохожу мимо ДК "Энергетик". Тот самый ДК куда родители меня водили в кино совсем ещё маленького, тот самый ДК куда мы с друзьями ходили на дискотеки будучи уже старшеклассниками и смотреть видики у дяди Миши. На дискотеках обсуждали девчонок гораздо старше нас, помню даже кого, но не скажу O. Позже, уже в начале 90-х там открылся кафе-бар, сейчас он по-моему не работает. Всё также растут огромные сосны напротив ДК, и арчи вокруг фонтанов. Кстати про фонтаны. Клумбы некогда работающих фонтанов превратились просто в кучи земли, а большой фонтан в болото! Обидно когда кусочек твоего детства превращают в болото!
Городской парк культуры и отдыха всё тот же, разве что количество качелей там сократилось полностью, остались одни фундаменты, зато скамеечки кое-где ещё есть. В день моего приезда комсомольское озеро было осушено, но потом его наполнили. Стадион "Энергетик" в запустении, так же как и сам спорткомплекс, но есть надежда, что ситуация измениться. Дороги лучше не стали, одна единственная хорошая дорога "Бишкек-Ош". В районе пожарки на автодороге построили кафе "Алина", довольно большое, красивое и аккуратное здание с фонтанчиком. Меню сносное, но обслуживание никакое, да простит меня хозяин этого заведения. Впрочем таков менталитет, да ещё где-то в глубинке. Сотовую связь компании "Бител" обещали подключить в середине сентября, но более подробная информация у меня отсутствует. Хотелось бы особо отметить о связи, преимущественно о междугородней. Не возможно куда-либо дозвониться по Республике не говоря уже о международных звонках. Набрать номер в Бишкеке удается с 20-го, 25-го раза, это если у Вас терпения хватит, а не хватит, сходите на телеграф, там-то уж точно дозвонитесь. Как говорят в таких случаях 0 безнадежно пропал. Речушку Каинды, переименовали в Кара-Куль, ту самую Каиндышку, которая протекает мимо базара и впадает в Кара-Суу.
Приключился со мной один забавный случай в Каракуле, опять же на тему такси, простите уж, своего авто не имею, а напрокат не дают. Так вот. Выхожу значит на пресловутую Пойму с целью поймать такси до 7 площадки. Смотрю, стоит старенькая и потрепанная "жучка"2 красного цвета, говорю:
- Шеф, до седьмой едем?
-20 сомов, отвечает. Ну хорошо, думаю чего там 20 сомов. Сажусь на переднее сиденье, а на заднее какая-то кызымка3 садиться, водитель увидев мою реакцию, говорит, пусть мол доедет с нами, по пути. Никаких проблем! Так получилось, что она ехала дальше меня, но он её почему-то высадил первой, она дает водителю 5 сомов и они расходятся. Я не понял, но промолчал, думаю, может родственница? Но если родственница зачем вообще деньги дала, не-не, думаю чего-то не так. Спрашиваю, а почему это она тебе 5 сомов дала, 20 же надо? Его ответ меня убил, говорит: "Ты же такси заказал, а она на подсадке"!
Вот это номер! Я говорю, так ты же её сам в машину посадил, а его ответ меня добил: "А зачем ты ей разрешил сесть"? Ну думаю ты ушлый, а я ещё ушлей, короче дал я ему 15 сомов, вместо 20-ти, правда он долго спорил. Вот так друзья, товарищи, господа: "Будьте крайне бдительны в такси г. Каракуль"!!! :))
В целом хочется отметить, город постепенно умирает, крупного производства нет, "НарынГЭС" практически не существует. КаскадТГЭС единственная организация, которая пожалуй выживет при любых обстоятельствах, но и туда необходимо вкладывать огромные капиталы для того, чтобы реконструировать оборудование, иначе лет через 10 будет конец!
Кстати про капиталы. Кыргызское правительство через СМИ с гордостью говорит о том, что ежегодно в Республику из стран ближнего зарубежья, прежде всего это Россия и Казахстан, поступает в различные банки от $200 до 400 млн., а сами намерены лишить русского языка статуса второго государственного. Политическая обстановка в Республике сложная, экономическая в упадке, возникает вопрос, а где же деньги? Парламент Киргизии обеспокоен отсутствием у них "свежих" служебных авто, а заседания ЖК похожи на цирковое представление. Кто ответит на вопрос, есть ли светлое будущее у Киргизии?
конец
Примечания:
1- Киргизия малая Родина, потому что большая Родина это СССР.
2- "жучка" (жарг.) - Жигули.
3- кызымка (русск.) - девушка.