Назад

В. ПОЛЬСКАЯ

ОЧЕРКИ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ КАСКАДА ТОКТОГУЛЬСКИХ ГЭС


[Назад]      Очерк четвёртый      [Вперёд]
Скалолазы. Гениальное решение. Туннель.

      А тем временем на месте строительства Токтогульской ГЭС разворачивались свои события. Одновременно с посёлком и подсобными предприятиями строилась дорога к створу ГЭС по правому берегу. В горных условиях это дело не простое. Мрачные, суровые, очень крутые склоны, уклон 65-80 градусов, местами скала нависает над водой, на более пологих участках - осыпи. Местами на них проросла какая-то растительность. Возникает уверенность, что тут пройти можно. Но стоит сделать по такому месту пару шагов, и склон начинает ползти, сначала медленно, а потом всё быстрее. Песчано-галечниковая лавина обрушивается в реку.
      На строительстве дороги работают в основном взрывники и бульдозеристы, покрытие дороги сделают позже. В начале строительства вместе с бульдозеристами, экскаваторщиками, взрывниками - строителями первой дороги - самыми востребованными оказались скалолазы. В условиях работы на склонах практически все специалисты должны были быть скалолазами, чтобы не происходило несчастных случаев. Кликнули клич по стране. Альпинисты отозвались: приезжали, становились скалолазами-монтажниками. Но надо было обучать и других специалистов. И тогда начальник участка подготовки склонов Дмитрий Бушман сам поехал в столицу республики и пригласил всего на месяц для обучения рабочих Владимира Аксёнова, мастера спорта по альпинизму, закончившего Фрунзенский Физкультурный институт. Аксёнов обучал рабочих месяц, потом остался на второй, потом написал заявление о приёме на работу, а через некоторое время поступил в Политехнический институт на энергетический факультет. Так и остался здесь до самого конца. А на строительстве Токтогульской ГЭС впервые в мире появиЛИСЬ скалолазы-плотники, скалолазы-бульдозеристы, скалолазы-сварщики, бурильщики, скалолазы-слесари и электромонтажники и даже скалолазы-телефонисты.



Подъем к месту работы

      Совет Министров торопит. В конце сентября 1962 года вышло постановление о форсировании подготовительных работ по строительству ТГЭС. Строители и сами понимают необходимость этого. В октябре была закончена правобережная дорога к створу Токтогульской ГЭС. И началась очистка, подготовка, укрепление склонов, сооружение трапов и камнеловушек, подведение коммуникаций. В марте 1963 года была подведена ЛЭП-110 кВ от Уч- Курганской ГЭС. Пустили и дизельную станцию мощностью 640 квт. Можно начинать проходческие работы. И тут встал вопрос о том, как вести эти работы на левом берегу. Дороги туда нет, моста нет. А коммуникации (сжатый воздух и электроэнергию) надо подвести.
      Инженеры применили "мозговой штурм". Каждый должен был предлагать любые, самые, на первый взгляд, абсурдные идеи. И с полной серьёзностью обсуждались всевозможные способы осуществления этих идей. В створе, на левом берегу, как раз на повороте русла, есть скальный массив, выдающийся в реку. Река круто огибает его, градусов на 160. Хуриев провёл на плане хорду, соединяющую точки правого берега реки до поворота и после поворота. Прямая пересекла скальный массив. Решение было найдено. В одной из отмеченных точек на правом берегу закрепляется трос, а другой его конец прикрепляется к бульдозеру. Машина, повторяя изгиб русла, по правобережному склону огибает скалу и достигает второй точки. Трос натягивается и ложится на скалу на противоположном берегу. А там уже работа скалолазов-монтажников, которые добираются туда из Кара-Куля через горный массив. Они закрепляют трос на левом берегу. Один конец троса там, другой - здесь. Переправа готова! Всё гениальное - просто.
      По этой канатной дороге, своеобразной "линии жизни", перетянули на левый берег шланги, кабели, даже бульдозеры переправили. И началась проходка подходных штолен для строительства левобережного строительного туннеля. Строители переправлялись к месту работы этим путём до тех пор, пока не был построен мост через реку Кара- Су у Кара-Куля.
      Теперь можно было добираться до створа, минуя перевал Торпу. По этому перевалу проезжали все, кто хоть раз ездил по дороге Фрунзе-Ош. Он невелик по сравнению с Тюя-Ашу и Ала-Белем, даже с Кетмень-Тюбе, но коварен, особенно зимой. В двух местах на серпантине бьют роднички. Летом они не очень мешают. Но зимой вода разливается по дороге и замерзает. И это не просто гололёд, а ледяная горка с уклоном прямо в ущелье Кара-Су. Машина скользит туда, не сопротивляясь, как ни выкручивает руль водитель. В сильный мороз и цепи мало помогают. Спасение, что вдоль дороги по краю насыпаны кучи гравия и песка. Вода обтекает гравий, там льда нет, а насыпь задерживает транспорт. Песок разбрасывают.
      Чтобы избежать опасных сюрпризов и канатной переправы на левый берег, а также с "дальним прицелом" - обеспечить проезд к бункерам будущего большого бетонного завода (ББЗ) - построили мост через Карасушку и левобережную дорогу. Теперь работа на створе вошла в привычную колею, начались трудовые будни. И главным делом с марта 1963 по декабрь 1965 года стала проходка обводного туннели, который должен будет стать новым руслом Нарына после перекрытия.



По канатной дороге переправлялись не только люди, но и техника

      Сначала предполагалось строительство обводного туннеля на левом берегу. И снова был предложен более экономичный и удобный вариант - проходка его в скале правого берега. Трасса получалась короче на 600 метров. Имеется готовая подъездная (правобережная) дорога и удобные площадки. Это позволило внести предложение бригадам Гидроспецстроя: для ускорения работ вести проходку туннеля с двух сторон, навстречу друг другу. И эта работа тоже была "опытной". Во-первых, туннель должен быть такого сече-ния, чтобы пропускать паводковые расходы. А они составляют 1800-2500 куб. м/ сек. А могут и превышать эту величину, правда, очень редко. Сечение выбрали 12x14 метров для возможности пропуска объема 2200 куб. м/сек. Выполнять такой высоты проходку и крепёж - работа слишком трудоёмкая, поэтому решено было пробить сначала верхнюю часть сечения, а потом - нижнюю. Работа началась в марте 1963-го, а когда в июне 1964 года, бригады проходчиков вышли навстречу друг другу, это было ликование выше всякого праздника, ведь для того чтобы "стыковка" произошла, расчёт должен был быть сделан абсолютно точно.



Проходчики выходят из туннеля

      И началось бетонирование свода туннеля. Требования к качеству работ очень высокие. Крепить надо так, чтобы отделку не сорвало мощным потоком, чтобы поверхность была ровной, не было лишних выступов и порогов, так как огромной силы поток обладает бешеной разрушительной силой. Для укрепления отделки туннеля использовали сварной армирующий металокаркас, а для упрощения бетонирования изготовили специальную опалубку. На бетонирование свода ушло около полугода. И ещё год - на проходку нижней части туннеля и бетонирование лотка. И, наконец, был установлен затвор у входного портала для возможности неоднократного использования туннеля. Перед самым новым 1966 годом туннель был сдан в эксплуатацию.



Обшивка скалы металлической сеткой-ловушкой. Мамасалы Сабиров - один из первых скалолазов.


      ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ: В хронологическом указателе использованы данные издания "Электроэнергетика Киргизской ССР" Главного управления энергетики и электрификации КССР. 1984 г.
[Назад]      Очерк четвёртый      [Вперёд]
Hosted by uCoz