© Sputnik / Рамиль Ситдиков Аналитика 19:04 04.03.2019
ВНК ГЭС, железная дорога, коррупция на таможне... Какие вопросы, возможно, будут подниматься во время переговоров глав двух государств, вместе с российским политологом, кыргызстанским экспертом по безопасности и экономистом разбирался Таалайбек Ороскулов.
28 марта этого года КР посетит с государственным визитом президент России Владимир Путин. Эксперты рассказали Sputnik Кыргызстан о возможной повестке дня его переговоров с коллегой Сооронбаем Жээнбековым.
Ранее Жээнбеков, выступая на открытии пограничного комплекса в селе Отукчу Кадамджайского района Баткенской области, заявил, что госвизит главы РФ поднимет кыргызско-российские отношения на более высокий уровень. О предстоящем визите Путина он говорил и на встрече с зампредседателя российского правительства Константином Чуйченко. Безопасность на первом месте
По мнению руководителя Евразийского аналитического клуба, политолога Никиты Мендковича, вопрос обеспечения безопасности будет одним из главных в разговоре двух президентов.
"Очевидно, что ситуация в Афганистане и связанные с ней угрозы станут главной темой переговоров. Кыргызстан уже получает соответствующую помощь в рамках ОДКБ, и, возможно, стороны обсудят усиление Вооруженных сил республики. В СМИ муссируется вопрос открытия второй российской военной базы, но думаю, это преждевременно. Для Москвы более целесообразно усиливать позиции в Туркменистане и Узбекистане", — пояснил Мендкович.
Эксперт по безопасности, ветеран спецслужб Максат Мамытканов считает, что без РФ обеспечить безопасность в Центральной Азии практически невозможно.
"Кыргызстану необходима вторая военная база как гарантия защиты от прорыва боевиков из Афганистана через Таджикистан. Возможно, президенты обсудят этот вопрос вкупе с другими. Как бы там ни было, тема безопасности в регионе будет ключевой на переговорах", — сказал Мамытканов.
С ним согласен доктор экономических наук, профессор Айылчы Сарыбаев, который отметил, что важна не только физическая, но и экономическая безопасность.
"Конфликт Пакистана и Индии, напряженная ситуация на границе с Афганистаном и другие факторы являются серьезным препятствием на пути развития региональной экономики, в том числе мешают разработке межгосударственных проектов. Поэтому безопасность будет главной темой в разговоре двух лидеров", — подчеркнул Сарыбаев.
Ранее секретарь Совета безопасности КР Дамир Сагынбаев заявил, что в целях недопущения проникновения террористов укреплена линия госграницы, усиливается межгосударственное взаимодействие в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом (в том числе в рамках ШОС и ЕАЭС), а Кыргызстан и другие страны получают ощутимую военную поддержку в виде авиационного компонента сил ОДКБ — авиабазы "Кант".
По словам Мамытканова, другой важной темой встречи двух президентов может стать развитие энергетики.
"Пресса муссирует тему возобновления строительства Камбар-Атинской ГЭС и Верхне-Нарынского каскада (ВНК). Для нас увеличение энергетических мощностей — важнейшая задача, но, к сожалению, самостоятельно мы не можем осилить такие крупные проекты", — уточнил эксперт.
Он отметил, что данные проекты интересны России, но много лет вопрос не был согласован с соседними странами, в частности с Узбекистаном.
"Сегодня ситуация изменилась, и Узбекистан тоже выражает заинтересованность в строительстве ГЭС на Нарыне. Не исключено даже его участие в проекте, так что, возможно, Россия вернется к обсуждению этой темы", — сказал Мамытканов.
Мендкович же полагает, что во время переговоров Путина и Жээнбекова не будет подниматься вопрос о реанимации проекта ВНК ГЭС.
"Думаю, "Русгидро" потеряло интерес к проекту. Как мы помним, компании его предложил тогдашний президент Дмитрий Медведев, и после разрыва договора российская сторона вряд ли будет возвращаться к этой теме. Хотя она, безусловно, интересна обеим странам", — заметил Мендкович.
По мнению Сарыбаева, вопрос о том, вернется ли "Русгидро" в проект, уже не имеет прежнего значения.
"Так или иначе, развитие энергетики в ЦА — один из важнейших вопросов для России. Ведь от нее зависит состояние экономики в регионе и ЕАЭС, а значит, президенты будут это обсуждать. Вероятно, дело пока не дойдет до конкретных проектов, но РФ не может упустить из внимания гидроэнергетический потенциал Кыргызстана", — заявил экономист.
Отметим, что на прошлой неделе стало известно: ПАО "Русгидро" не планирует возвращаться в проект строительства Верхне-Нарынского каскада ГЭС. При этом компания намерена помочь Кыргызстану с поиском инвесторов и передать им актуализированные расчеты финансовой модели проекта.
Россия заинтересована в ж/д Китай — Кыргызстан — Узбекистан
Эксперты считают, главы двух стран могут затронуть вопрос развития Кыргызской железной дороги.
"Кыргызстан давно нуждается в реконструкции своих железных дорог и строительстве новых веток для улучшения логистики. Возможно, президенты это обсудят. Зайдет ли речь о продаже акций КЖД, пока говорить рано, но очевидно, что кыргызская сторона может таким образом решить проблему сервиса и увеличения количества перевозок", — объяснил Мендкович.
Мамытканов уверен, что железные дороги в Кыргызстане "пришли в упадок" как в техническом, так и в логистическом плане.
"Тупиковость старых веток и отсутствие новых не только тормозят развитие промышленности в республике, но и элементарно не позволяют перевозить больше сельхозпродукции на экспорт. А ведь железнодорожные перевозки намного дешевле автомобильных", — сказал эксперт.
Он добавил, что формат сотрудничества пока не ясен. Возможно, Россия поступит в этой ситуации так же, как с убыточным "Кыргызгазом", и будет инвестировать в железнодорожную инфраструктуру немалые средства.
А вот по мнению Айылчиева, перед государством не должен стоять вопрос о продаже КЖД.
"России невыгодно вкладываться в наши железные дороги. Думаю, более целесообразно нам развивать КЖД совместно с Россией. Если удастся найти точки соприкосновения, проект будет выгодным для обеих стран", — отметил профессор.
Ранее по итогам заседания Кыргызско-российской межправительственной комиссии стало известно, что РФ выразила заинтересованность в проекте строительства железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан. Этим вопросом будут заниматься экспертная группа и российский Минтранс.
Эксперты не исключают, что Жээнбеков и Путин обсудят таможенное сотрудничество в рамках ЕАЭС.
Как заявил Мамытканов, от прозрачности таможенного вопроса зависят поступления в бюджет республики.
"Прочность таможенных границ обеспечивает развитие экономики в нужном для государства русле. Сегодня, к сожалению, наша Государственная таможенная служба — одно из самых коррумпированных ведомств. Очевидно, что повышение прозрачности ее работы поможет искоренить негативные факторы. Возможно, президенты России и Кыргызстана не будут подробно обсуждать тему таможни, это все-таки прерогатива органов ЕАЭС. Но необходимые процедуры прописаны в документах союза, и когда механизм отслеживания товаров в онлайн-режиме заработает в полную силу — думаю, вопрос времени", — уточнил Мамытканов.
Мендкович, наоборот, полагает, что таможенная сфера будет одной и главных тем визита российского лидера в КР.
"Серый импорт больно бьет по экономике интеграционного союза, поэтому ситуация, аналогичная недавним таможенным проблемам России и Беларуси, может повториться и в Центральной Азии. Ведь похожие проблемы есть и в Казахстане, хотя там уже начали активную борьбу с незадекларированными товарами и коррупцией, в которой, кстати, были замешаны и представители кыргызского бизнеса, в том числе парламентарии", — напомнил Мендкович.
Он подчеркнул, что Россия, будучи стратегическим партнером, заинтересована в снижении коррупции в Кыргызстане, а этот вопрос так или иначе связан со сферой безопасности.
"Возможно, будет обсуждаться привлечение к работе таможни на внешних границах ЕАЭС специалистов из всех стран союза. Такая схема с частой ротацией позволит снизить коррупционные риски и повысить прозрачность таможенных поступлений вкупе с внедрением системы электронного таможенного декларирования. У России уже есть опыт в этой области, и он доказал свою эффективность", — заметил политолог.
По словам Сарыбаева, таможенный вопрос президенты двух стран будут обсуждать только в рабочем ключе.
"Проблема контрабанды существует не только в Кыргызстане. Серый импорт из Китая также проникает в ЕАЭС через Казахстан и Россию, хотя объемы поставок через КР не сравнимы с потоками, которые идут через российскую или казахскую границу. Очевидно, президенты будут говорить о необходимости системной работы на таможенных границах союза, но не более ", — сказал Сарыбаев.
Ранее Сооронбай Жээнбеков и Владимир Путин во время неформальной встречи в Сочи обсудили проблему защиты общего таможенного контура в ЕАЭС.
По данным Международного торгового центра (ITC), сведения таможенной статистики в Кыргызстане и Китае отличаются на 50 миллиардов долларов.
Еще: https://ru.sputnik.kg/analytics/20190304/1043575633/vizit-vladimira-putina-v-kyrgyzstan.html
|