У каждого претендента на главный пост есть программа развития страны на ближайшие шесть лет — документ, в котором перечислены различные реформы. Редакция Sputnik Кыргызстан проанализировала эти программы и выделила в них самые интересные моменты.
До выборов президента КР осталось меньше недели — они пройдут уже 15 октября.
Рост и вес кандидатов в президенты Кыргызстана Кандидаты в президенты КР — кто выше и тяжелее Хотя полномочия главы государства в нынешней Конституции урезаны, их по-прежнему немало. Идет напряженная борьба за пост, и нынешние кандидаты потратили на предвыборную гонку гораздо больше, чем те, кто пытался стать президентом шесть лет назад.
Редакция Sputnik Кыргызстан изучила обещания кандидатов. В их программах много общего, например, почти во всех говорится о защите института семьи, повышении обороноспособности страны, борьбе с коррупцией… Но есть интересные "фишки", которые мы и перечислим.
В материале представлены программы 11 из 13 зарегистрированных кандидатов (Камчыбек Ташиев и Бакыт Торобаева взяли самоотвод). Арстанбек Алай предлагает:
*адаптировать законы под менталитет кыргызов; *провести административную реформу, в результате которой страна будет состоять из 40 аймаков; *распустить Жогорку Кенеш — каждый аймак будет направлять по одному одаренному гражданину в "ордо кенеш". *ликвидировать пост премьер-министра и передать его полномочия президенту; *проверить всех политиков периода независимости и наказать тех, кто в прошлом совершил правонарушения.
Омурбек Бабанов предлагает:
*возродить курултаи для решения особо важных проблем общества и проводить их дважды в год; *назначить в каждом айыл окмоту представителя президента на общественных началах; *построить ГЭС на каждой реке; *отменить визы с 80 странами; *разрешить двойное гражданство; *"объединить" водительские права и паспорт в одном документе, отменить медицинские книжки (форма №86) и техпаспорта на автомобили; *обязать сотрудников милиции раскрывать преступления в течение 10 дней.
Азимбек Бекназаров предлагает:
*создать три тысячи цехов по розливу родниковой воды, которые в год будут приносить 1-1,5 миллиарда долларов; *выдавать кредиты по исламским принципам финансирования; *взять под контроль либо закрыть НПО и религиозные организации, деятельность которых противоречат интересам страны; *провести административную реформу, ликвидировать области и укрупнить районы, которых станет 30; *перевести делопроизводство на кыргызский язык.
Сооронбай Жээнбеков предлагает:
*вдохнуть жизнь в малые города и тем самым снизить уровень внутренней и внешней миграции; *перевести до 2020 года 370 государственных и муниципальных услуг в электронный формат; *снизить в два раза количество проверок предпринимателей, сделать налоговый контроль дистанционным; *обеспечить жителям сел доступ к основным коммунальным услугам; *сделать так, чтобы в каждом селе была чистая питьевая вода; *проводить онлайн-трансляцию всех (кроме закрытых) судебных заседаний; сделать обязательной публикацию всех судебных актов, обеспечить гражданам онлайн-доступ к ознакомлению с решениями государственных и муниципальных органов.
Эрнис Зарлыков предлагает:
*при назначении кадров в госорганы не учитывать родственные связи соискателей, обращать внимание только на их ум и профессионализм; *обучать по госзаказу ветеринаров, геологов, работников швейной отрасли и сферы сельского хозяйства.
Улукбек Кочкоров предлагает:
*сделать народный курултай государственным институтом; *искоренить систему ростовщичества, микрокредитные компании и банки, принадлежащие международным организациям, путем переговоров перевести в ведение созданного государственного банка развития (ГБР); коммерческие же банки будут обязаны перейти на принцип партнерского (исламского) финансирования, а кредиты будут рефинансироваться без процентов через ГБР.
Адахан Мадумаров предлагает:
*изменить состав ЖК: в него должны войти 60 депутатов законодательного собрания и члены курултая, созданного из представителей каждого айыльного округа, городов районного, областного и республиканского значений; *создать отдельную службу, которая будет заниматься внешней разведкой.
Арсланбек Малиев предлагает:
*использовать золотовалютный резерв для развития экономики и снижения процентов по кредитам до 4-8; *учредить институт курултая; *вдвое сократить численность парламентариев, 50 процентов которых должны избираться по мажоритарной системе; *изменить название страны на "Кыргыз Эл", "Кыргыз Жер", "Кыргыз Каганаты" или "Кыргыз Өлкөсү", поскольку окончание "-стан" и слово "республика" — не кыргызские.
Таалатбек Масадыков предлагает:
*внедрить новую политическую культуру — запретить вынесение на референдум более одного вопроса; *узаконить статус жилмассивов, чтобы внутренние мигранты могли пользоваться всеми социальными услугами.
Темир Сариев предлагает:
*продвигать инициативу по заключению соглашения о двойном гражданстве с РФ; *запретить реализацию алкогольных и табачных изделий лицам, не достигшим 21 года; *определить внутренние границы центра Бишкека и разрешить въезд в него только автотранспорту на газовом топливе.
Токтоайым Уметалиева предлагает:
*обеспечить гражданам до 18 лет образовательные и медицинские услуги за счет государства; *добиться того, что 80 процентов представителей власти составляли женщины; *сделать въезд в страну для этнических кыргызов визовым, независимо от их гражданства; *финансово стимулировать поликлиники на "доведение женщин до здоровых родов", сократив число кесаревых сечений.