© Sputnik / Табылды Кадырбеков Колумнисты 17:47 21.10.2019
Наш колумнист огорчена положением дел в отечественной авиации, ей, как и многим, не верится, что у Кыргызстана нет ни одного собственного самолета. Точнее, по документам они есть, но почему-то не летают.
В Кыргызстане несколько дней подряд рушились планы как минимум 700-800 человек, которые не могли вылететь из Бишкека в Ош и наоборот: авиакомпания Air Manas отменила соответствующие рейсы, объяснив это "техническими причинами". Позже Министерство транспорта и дорог сообщило, что в республике отсутствуют запчасти для ремонта лайнера, который совершает перелет по указанному маршруту.
К сожалению, проблемы возникли не сегодня — можно привести много примеров того, как рейсы отечественных компаний задерживали на 10 и более часов, а то и вовсе отменяли. Многие соотечественники знают об этом не понаслышке.
Власти постоянно заявляют о стремлении развивать туристический сектор и бизнес в государстве. Однако большинство иностранцев по-прежнему добираются в Кыргызстан "окольными" путями, а наши граждане не могут напрямую летать во многие страны. Страна без самолетов
Положа руку на сердце надо признать, что в КР нет не то что самолетов, а даже государственных авиакомпаний. По документам имеется только "Эйр Кыргызстан", 100 процентов акций которой принадлежат Фонду управления госимуществом. Но единственный самолет этой фирмы неисправен и не поднимается в воздух с ноября 2017 года.
У международного аэропорта "Манас" есть дочерняя компания "Эйр Кей Джи", которая владеет бортом Ту-154. К сожалению, он не используется для перевозки обычных пассажиров, так как основная деятельность компании — перевозка первых лиц государства. Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков прибыл с государственным визитом в Китайскую Народную Республику. 6 июня, 2018 года © Пресс-служба президента КР / Султан Досалиев Борт №1 Невыполненные обещания В сфере отечественной авиации звучало много обещаний, но они так и остаются невыполненными.
Теперь уже бывший министр транспорта и дорог Жамшитбек Калилов в августе 2018 года заявил, что в первом квартале 2019-го Кыргызстан выйдет из "черного списка" Международной организации гражданской авиации. На дворе уже четвертый квартал, а мы до сих пор не услышали ни о выходе из злополучного списка, ни о подвижках в этом вопросе.
Кстати, еще год назад знакомые авиаторы говорили мне, что заявление министра их рассмешило. По словам специалистов, даже если правительство всерьез возьмется за решение наболевшего вопроса, на то, чтобы завершить процедуру выхода из "черного списка", потребуется несколько лет.
Президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков прибыл в Японию с рабочим визитом на обычном пассажирском самолете. Эту информацию подтвердила пресс-служба главы государства.
Руководитель компании "Эйр Кыргызстан" Жолдошбек Бектурганов много говорил о поиске инвестора для совместной работы. Он даже сообщал, что китайская China Southern Airlines заинтересована в покупке 49 процентов акций предприятия и что уже ведутся переговоры. Однако довести это дело до конца Бектурганов не смог. Кстати, год назад он же заявлял, что подписан предварительный договор о покупке российских лайнеров Sukhoi Superjet 100 и МС-21 по льготным ценам. С тех пор о сделке ничего не слышно.
В сентябре 2018-го появилась информация, что борт №1 морально устарел, посему президенту и премьер-министру направлено предложение о его замене. Однако и это предложение осталось только словами. Позже завотделом развития гражданской авиации и правовой поддержки Агентства гражданской авиации (АГА) Алымбай Абакиров заявил, что нынешний борт №1 был в свое время подарен и "хорошо если бы кто-нибудь опять подарил такой самолет". На просьбу никто не откликнулся...
В том же году глава АГА Курманбек Акышев говорил о планах сделать "Эйр Кей Джи" основной государственной авиакомпанией. Власти намеревались закупить два Boeing и два Airbus, но воз и ныне там. Что происходит с Air Manas?
В 2013–2014 годах на рынок Кыргызстана пришла турецкая компания Pegasus, которая стала серьезным конкурентом местным авиаторам. Цены на билеты были такими низкими, что деятельностью лоукостера заинтересовалось Госагентство по антимонопольному регулированию — оно даже провело расследование. Самолет авиакомпании Air Manas в аэропорту Манас © Фото / Nikolay Ustinov Самолет авиакомпании Air Manas
У Pegasus было 49 процентов акций Air Manas, однако недавно выяснилось, что турки продали свою долю компании AviaTrade Corp. LP, зарегистрированной в Белфасте (Великобритания). Пока не ясно, что из этого получится... Avia Traffic и Tez Jet
В Кыргызстане есть еще два частных авиаперевозчика — Avia Traffic и Tez Jet. Первая компания выполняет как внутренние, так и зарубежные рейсы; вторая работает только в пределах страны.
Из открытых источников известно, что обе фирмы принадлежат отечественным авиаторам Кариму Дамину и Алику Аскарову. По данным Министерства юстиции, среди учредителей, кроме них, числятся Аскаров Максим Аликович и Мамытов Эсен Сыргакович.
Учитывая, что наша авиация находится в глубоком кризисе, нельзя не отдать им должное за работу. Но и в этой работе тоже есть недостатки. К примеру, самолеты Avia Traffic несколько раз возвращались в аэропорт из-за поломок — рейсы либо полностью отменяли, либо выполняли с задержкой до 15 часов. Тем временем у соседей…
Для сравнения по традиции узнаем, как обстоят дела у стран-соседей.
В Казахстане работают более 10 авиаперевозчиков, которые выполняют рейсы во Франкфурт, Бангкок, Гонконг, Куала-Лумпур и другие города дальнего зарубежья. Узбекская национальная компания Uzbekistan Airways осуществляет рейсы в Нью-Йорк, а из Таджикистана летают лайнеры в Дели, Пекин и Дубай.
Компания Air Astana, например, создана при участии иностранных инвесторов: 49 процентов ее акций принадлежат британской корпорации BAE Systems plc, а 51 процент — АО "Самрук-Казына", которым владеет правительство Казахстана. Сейчас у Air Astana 35 самолетов ведущих авиапроизводителей, в ней работают более 5 тысяч сотрудников. В прошлом году на базе Air Astana открыли компанию FlyArystan, которая осуществляет пассажирские перевозки по сниженным ценам.
Почему мы не можем работать так же? Что мешает? Почему нам приходится летать в дышащих на ладан развалюхах, моля Бога о благополучной посадке в пункте назначения? Я каждый раз с тревогой жду возвращения родственников и друзей из поездок, и сердце екает, когда слышу о непредвиденной задержке рейса. Я не хочу наблюдать ухмылку на лицах иностранцев, которые входят в салон видавшего виды самолета, и надеяться на "авось пронесет". Неужели для того, чтобы власти всерьез занялись решением проблемы, должна произойти очередная трагедия?
Еще: https://ru.sputnik.kg/columnists/20191021/1046027592/pochemu-v-kyrgyzstane-net-samolyotov.html
|